Мотороллер (от нем. motorroller) или скутер (от англ. scooter) – разновидность мотоцикла. Мотороллер устроен так, что когда водитель садится на него, ему не нужно перелезать через раму. Кроме того, у мотороллера все механизмы закрыты панелями, а силовой агрегат построен по схеме блок мотор-колесо. Панели облицовки также защищают водителя от грязи и набегающего воздуха.
Особой популярностью пользуются мотороллеры класса 50 см³, которые, согласно российским, белорусским и украинским ПДД, приравниваются к мопедам и не требуют прав и регистрации (в ряде европейских стран, однако, права требуются и для езды на мопеде.) Тем не менее выпускаются и макси-скутеры и «гиперскутеры», объём двигателя которых доходит до 800 см³.
Мотороллер стал очень популярным средством передвижения в крупных городах и мегаполисах, благодаря своей экономичности в эксплуатации и маневренности.
Технические характеристики мотороллеров
Органы управления им выведены на руль (ручка газа и рычаги переднего и заднего тормозов) таким образом, ноги отдыхают. Автоматическое центробежное сцепление устроено так, что при открытии ручки газа на определенную величину идет мягкое зацепление колодок сцепления, и скутер начинает движение. Попросту говоря, для того, чтобы поехать, нужно лишь прибавить газу и все! Никаких рычагов сцепления и переключения передач.
Автоматическая коробка представляет собой клиноременный (или цепной) вариатор. Вариатор меняет передаточное отношение от ведущего шкива к ведомому в зависимости от оборотов ведущего шкива. Такая схема позволяет избавиться от какой-либо коробки передач, будь то ручная или автоматическая. Несмотря на то, что привод осуществляется посредствам ременной или цепной передачи, вариатор весьма долговечен. По опыту использования скутеров в нашей стране, ремня (нового) должно хватить как минимум на 15 тыс. километров, и это при экстремальной манере вождения. Замена ремня настолько проста, что думать об этой операции совсем не стоит. В скутере два бака: первый топливный, его объем от 3,5 до 7 литров (в зависимости от модели). Второй маслобак (объем от 0,5 до 1 литра). На заправке Вы заливаете бензин в бензобак, масло в маслобак, а карбюратор сам смешает это в нужной пропорции. 1 литра масла хватает в среднем на 800 1000 км., поэтому о доливке масла можно часто не беспокоится.
Двигатель может быть двухтактным и четырёхтактным.
Японские мотороллеры
Представлены фирмами Honda, Suzuki, Yamaha и отличаются, как правило, малым весом, более форсированным двигателем, рамной конструкцией и пластиковыми облицовками. Для оригинальных современных японских мотороллеров характерны высокое качество изготовления и относительно большой ресурс.
Европейские мотороллеры
Производят Piaggio, Gilera, Peugeot, Renault, Derbi, Aprilia, Malaguti, Benelli, BMW, Beta, Italjet и др. Для мотороллеров старой европейской школы характерны конструкция с несущим кузовом из металла, позже рамные конструкции, но всё же с металлическими облицовками, что сказывается на весе. Родоначальником европейской конструкторской школы мотороллеров стала Vespa.
Мотороллер Муравей советский трёхколёсный грузовой мотороллер.
Мотороллер Вятка советский мотороллер является несанкционированной копией итальянского мотороллера Vespa 150GS 1955 года.
Мотороллер Турист наследник более ранней модели мотороллера «Тула».
Китайские мотороллеры
Производятся огромным количеством китайских предприятий, представляя собой местную переработку относительно старых японских моделей. Примечательным является преобладание на них четырёхтактных двигателей, сходных по конструкции у большинства производителей, а также сильно разнящееся качество сборки и комплектующих у разных марок, производящих внешне неотличимые модели. Также в китайских мотороллерах крайне хрупкий пластик, и возникает очень много мелких поломок.