Мопед двух- или трёхколёсное транспортное средство с двигателем объёмом не более 50 см³ и максимальной скоростью не более 50 км/ч (согласно российским ПДД; в других странах могут быть другие определения).
Разграничение мотоциклов и мопедов в ПДД связано с тем, что мотоцикл может ехать в общем потоке автомобилей, а мопед едет существенно медленнее, и потому правила предписывают ему двигаться только у правого края дороги, вместе с велосипедами.
Популярность мопедов определяется в первую очередь тем, что они не требуют государственной регистрации, техосмотров и обязательного страхования; для управления мопедом не требуется водительского удостоверения (есть страны, где это не так). Кроме того, мопеды стоят довольно дёшево и расходуют мало бензина.
Мопед в понятии обывателя
Сейчас при появлении скутеров очень многие автолюбители говорят о том, что это средство передвижения мало чем отличается от обычных мопедов и мотороллеров. Вот и мы решили задаться целью, чтобы выяснить, что же такое в понятии обывателя мопед, мотороллер, скутер, и чем они отличаются.
Тот самый мопед, который был распространен в нашей стране с сороковых годов прошлого столетия, и сейчас можно встретить в гаражах некоторых автолюбителей. Однако ж использование этого средства передвижения в России почему-то потеряло свою актуальность. зато этот транспорт является чуть ли не главным в Риге, Львове и некоторых других городах мира. Здесь такие мопеды эксплуатируются постоянно, что обусловлено наличием специализированных заводов по выпуску мопедов.
Мало кто знает, что слово «мопед» произошло от совмещения двух основ моторный и велосипед. Проще говоря, мопед это велосипед с моторчиком. Моторчики такие в советское время были распространены очень широко, купить их и поставить на свой велосипед, сделать его автоматизированным было проще простого. Однако ж конструкция такая была несовершенна, и производители задумались над выпуском специальных моторных велосипедов. Так и появились настоящие мопеды с более совершенной конструкцией, удобной рамой, амортизацией, специальными шинами и все тем же ножным приводом в случае, если бензин в мопеде внезапно закончится.
Говорить о каком-то профессиональном двигателе в мопеде не приходится, а потому он явно далек от мотороллеров, которые стали более усовершенствованными и автоматизированными.
Виды мопедов
Классический мопед
«Классический» мопед имеет обычный велосипедный педальный привод с цепной передачей на заднее колесо, с муфтой свободного хода и тормозом во втулке заднего колеса; тормоз включается вращением педалей в обратную сторону. На заднем колесе установлена также ведомая звёздочка цепной передачи от двигателя (жёстко, без муфты свободного хода). Ведущая звёздочка этой передачи установлена на одном валу с двигателем, однако валы звёздочки и двигателя могут разъединяться фрикционной муфтой (сцеплением). Для выключения сцепления служит рычаг на левой ручке руля. Переключения передач нет. Правая ручка руля вращается и служит для управления дроссельной заслонкой карбюратора («ручка управления газом»). На правой ручке руля устанавливается также рычаг переднего тормоза.
Существуют также «велосипеды с подвесным двигателем», переделанные из обычных велосипедов (есть фирмы, выпускающие для этого специальные комплекты); в этом случае может сохраняться возможность полноценной езды в велосипедном режиме.
Примеры мотовелосипеда: Кроха, Рига-13.
Мопед с педалями и переключением передач
Переключение передач существенно улучшает ходовые качества мопеда. Часто переключение передач осуществляется поворотом левой ручки руля (её можно повернуть при нажатии рычага сцепления).
Примером является мопед Верховина.
Мокик
Мокик это мопед, сделанный по схеме обычного мотоцикла с коробкой передач и без велосипедного привода (термин связан с тем, что у мокиков запуск двигателя производится кик-стартером хотя многие снабжены и электростартером).
Переключение передач осуществляется ножным рычагом слева (или левой ручкой на руле у «Карпат»), справа расположена педаль заднего тормоза.